Евгений Харлачёв: «Я постоянно бросаю себе вызов»

Логотип

Признаемся: в последнее время сразу несколько наших читателей – футбольных болельщиков выразили редакции недовольство. Мол, «Четверг» лишь ограничился сообщением о назначении главным тренером «Иртыша» Евгения Харлачёва, не представив нового «рулевого» омской команды подробнее. Что ж, не будем искать оправданий (ограничения из-за коронавируса, напряжённый график игр «Иртыша», некая закрытость Харлачёва…), а просто попытаемся исправить свою ошибку. Надеемся, что данное интервью с Евгением Валериевичем даст вам возможность составить о нём своё мнение. Как о футболисте и тренере. Как о человеке.

…Начнём с того, что как игрок Харлачёв оставил яркий след в российском футболе. Сами судите: играя, начиная с 1994 года, в московском «Локомотиве», он трижды становился серебряным призёром чемпионата страны, дважды – бронзовым. Ещё 4 раза в составе железнодорожников Харлачёв выигрывал Кубок России.

Должен был, обязательно должен был Евгений завоевать золотую чемпионскую медаль. Но в 2001 году неожиданно для всех многолетний лидер «Локомотива» покинул команду и перешёл в московское «Динамо» (Почему? Мы обязательно спросим его об этом сегодня). А уже в следующем сезоне железнодорожники впервые в своей истории стали чемпионами России.

Есть в послужном списке Харлачёва игры за национальную (6 матчей) и олимпийскую (7 матчей – 1 гол) сборные страны.

Ну и, конечно же, говоря о Харлачёве-футболисте, нельзя не вспомнить год 1995. За этот гол мюнхенской «Баварии» в Кубке УЕФА его имя навсегда должно быть вписано в летопись московского «Локомотива». Это был первый гол железнодорожников в еврокубках, принёсший команде первую европобеду. Да ещё над грозной «Баварией»! Да ещё на её поле!

21-летний Харлачёв получил пас на грани офсайда. Прекрасный финт и знаменитый голкипер Оливер Кан усажен на пятую точку. Мяч Евгений забивал в падении уже в пустые ворота.

…С воспоминаний об этом голе, сразу же сделавшего Евгения Харлачёва любимцем тысяч российских болельщиков, мы и начали разговор, сидя на трибуне омского манежа «Красная звезда». Потом перешли на другие темы.

— Евгений Валериевич, этот вопрос я хотел вам задать ещё 17 сентября – в тот день, когда вы возглавили «Иртыш». Наша команда была тогда в глубокой яме – последнее место, лишь 1 очко после девяти игр. Неужели вы действительно верили, что положение можно исправить? В такой ситуации команда могла просто рассыпаться, перестать играть. И вы, человек футбольный, не могли не понимать: в этом случае крайним будете вы, никто не вспомнит про вашего предшественника. И на вашей пока ещё небольшой тренерской репутации появится большая грязная клякса.

— Конечно, я отдавал себе отчёт и прекрасно понимал, что будет именно так, как вы говорите. Больше скажу: одно дело – тренер из Омска, местный любимец, ему многое простят. И совсем иные оценки и отзывы в случае неудачи получит приезжий варяг. Да ещё из Москвы.

Многие футбольные и околофутбольные люди категорически меня отговаривали. Я их внимательно выслушал, покивал головой и… И после двух дней раздумий дал «Иртышу» согласие.

Почему? Знаете, я такой человек, что постоянно, каждый день стараюсь бросать себе какой-то вызов. Помню, ещё Юрий Палыч Сёмин нам, молодым игрокам, постоянно повторял: «Вперёд и только вперёд! Если остановишься, перестанешь двигаться вперёд, то сразу начнёшь закисать». Впоследствии не раз убеждался в справедливости его слов.

Ты должен постоянно расти. Как специалист. Если хотите, как личность. Каждый день ты должен стремиться узнавать что-то новое. Хотя бы прочитать новую книгу, что сейчас, к сожалению, люди делают очень редко. Может быть, нескромно звучит, но вот приехал я в Омск. Времени свободного не так уж много, однако стараюсь побывать на каких-то выставках, ходил в театр, много читаю. Как Анатолий Вассерман говорит: мозг надо постоянно тренировать, иначе старческое слабоумие наступит очень быстро.

Так и в спортивном плане. Надо постоянно бросать вызов себе, к чему-то стремиться. К примеру, если бы мне предложили возглавить команду, которая прочно обосновалась в середине турнирной таблицы, и больше ей ничего не надо, – это не по мне. Хочется либо бороться за самые высокие места, но такого, учитывая мой небогатый пока тренерский опыт, не предлагали, — либо как в «Иртыше»…

— С чего вы начали? Вы как-то сказали, что пришли в команду, а у ребят глаза, как на похоронах…

— Когда меня представляли, а это было в Подольске перед матчем с Самарой, смотрю: люди сидят, слушают, а интереса в глазах нет. Ни к жизни, ни к футболу. Ни к чему! И я сразу спросил: «Кто-то умер, да?» Попытался расшевелить ребят, вдохнуть в них веру в себя. Получилось или нет – судите сами.

— Какой момент вы считаете переломным?

— Это был матч в Астрахани – второй после моего прихода. Очень тяжёлая игра. Мы больше получаса играли в меньшинстве – две жёлтых карточки получил Саша Масловский. Это было удаление «с душком». Ну, все знают про симпатии судей к хозяевам.

К тому же тогда у нас были серьёзные проблемы с составом. Даже по количеству футболистов — не травмированных, без карточек… Помню, тогда вышел в нападении Аршакян, который не провёл с командой ни одной тренировки. Мы и общались с ним в основном по телефону. И вот в меньшинстве ребята боролись, царапались, подбадривали друг друга. Да, удачно сыграл наш вратарь. Да, где-то нам улыбнулась удача. Но мы выстояли, сведя матч вничью.

А потом все вместе – игроки и тренеры – обнимались в центральном круге, радовались. Вот тогда я увидел, что коллектив у нас есть.

— Придя в «Иртыш», вы сказали: «Хочу, чтобы моя команда играла в умный футбол». Получается?

— Отчасти. Тренеру всегда хочется большего. Хочется, чтобы его команда играла на максимальных скоростях, чтобы чётко выполняла тренерскую установку. Чтобы показывала тот футбол, который нравится болельщику – с красивыми комбинациями, с большим количеством забитых голов. Пока, скажу так, нам до идеала далеко.

— Вы сказали про болельщиков. А я сразу вспомнил, как после заключительного матча с Брянском какой-то зритель, благо трибуны в манеже рядом с полем, крикнул вам: мол, спасибо, Евгений Валериевич! А вы остановились и ответили: «Вам спасибо, что поддерживаете команду!» Вы действительно дорожите каждым болельщиком?

— Так ведь мы для них играем. Помню, когда я только начинал в «Локомотиве», на трибунах присутствовали по 50-100 человек. В основном наши жёны, друзья, знакомые. Тогда Сёмин с Филатовым – главный тренер и президент клуба – огромную работу проделали, чтобы привлечь болельщиков. И ведь удалось! Построили этот замечательный стадион «РЖД Арена», заполнили его трибуны. Есть у Сёмина какая-то харизма, за что его люди любят. И он сам, поверьте, любил своих болельщиков. Не забывал благодарить их за то, что пришли на матч. На выезде — а за командой постоянно ездили наши фанаты — мы, и Сёмин в том числе, скидывались на обратную дорогу им, на питание…

Вот и в Омске, я вижу, футбол любят. Если бы не пандемия, трибуны манежа были бы полны. Потому и стыдно мне перед болельщиками после проигранных домашних матчей – с «Торпедо», с Нижним Новгородом…

Люди ведь зачем на стадион приходят? Чтобы получать удовольствие, положительные эмоции. Они тратят свои деньги, своё время. А если твоя команда проигрывает, какое уж тут удовольствие?

— Мне показалось, что матчи, о которых вы говорите, мы проиграли ещё до стартового свистка…

— Абсолютно согласен. У многих игроков «Иртыша» шевелилась предательская мыслишка: мол, они – лидеры ФНЛ, мы – аутсайдеры. Им и проиграть незазорно.

С первого дня я стал требовать от ребят: поверьте в свои силы, биться можно с любым соперником. На поле ведь выходят не бюджеты, а живые люди. Такие же, как вы. Пусть и получающие зарплату в несколько раз больше. К сожалению, быстро достучаться не получается.

Есть и другая серьёзная психологическая проблема. Вот мы открываем счёт в матче и тут же выстраиваемся у своих ворот и дружно смотрим на табло: сколько там осталось? Соперник, естественно, нас за это наказывал. Как в игре с «Балтикой» было, в ряде других матчей…

Меня этот момент больше всего из себя выводил. В перерыве в раздевалке я мог и накричать на ребят. Говорю им: «Представьте уличную драку, на вас хулиганы напали. Вы бьёте – он поплыл. Что будете дальше делать?» Дружно отвечают: «Добивать будем!» Так почему же вы соперника на поле не добиваете? Почему даёте ему очнуться и переломить ход игры?

— Вы сказали, что можете накричать на ребят. Тренеры условно делятся на две категории – диктатор или демократ. А к кому относите себя вы?

— Это надо у ребят спросить. Я как тренер, как отец большой футбольной семьи, как педагог, даже как муж у себя дома считаю, что метод кнута и пряника никто не отменял. Мне кажется, я могу быть сегодня демократом, а завтра – диктатором. Лишь бы это шло на пользу команде. Вижу, что иногда надо наорать на футболиста. Реально наорать, чтобы встряхнуть его. Дать ему волшебного пенделя. А в другой ситуации можно просто подойти — приобнять, подбодрить. Всё от ситуации зависит. Ну и, естественно, от конкретного игрока.

— Мы сегодня много говорим о Юрии Павловиче Сёмине. Хотели бы быть похожим на него в своей тренерской работе?

— Знаете, я хочу быть похожим на Евгения Харлачёва. Хотя искренне уважаю Сёмина, восхищаюсь этим человеком. Как тренер он выиграл всё, кроме еврокубков. А скольких игроков он сделал настоящими мастерами! Конечно, я многое хотел бы у него перенять. И как у тренера, и как у человека. Но, повторюсь, хочу идти своим путём.

Хорошо помню, как я в 2001-м уходил из «Локомотива». Уходил сам, по- доброму. Сёмин с Филатовым очень не хотели меня отпускать. У Палыча, помню, слёзы в глазах блестели, когда он говорил мне: «Женя, подумай хорошенько. Ты больше ни в одной команде так не заиграешь. Твоя команда – «Локомотив».

Но мы же молодые, сами с усами. Зачем нам чужая мудрость? И ушёл я в московское «Динамо». К сожалению, пророчества Сёмина сбылись: мои наилучшие годы пришлись именно на «Локомотив»!

— А почему вы всё-таки ушли из команды, где были лидером?

— Я по натуре не летун. В моей футбольной карьере было не так уж много клубов. А «Локомотиву» я отдал восемь лет. Но я всегда очень хотел играть. И если хоть ненадолго попадал на лавку, сразу начинал думать об уходе. А в тот момент у меня были серьёзные проблемы личного характера. Где-то снизил требование к себе. Даже откровенно скажу – мне в тот момент не до футбола было. Сейчас я понимаю: надо было этот период пережить, перетерпеть. Но сегодня-то я на 20 лет мудрее! Да и характер горячий был – решил, и точка!

— Вернёмся к «Иртышу», да? Если бы первенство ФНЛ началось с того дня, когда вы возглавили команду, сегодня бы омичи шли на 8-м (!) месте и их отрыв от зоны вылета составлял 11 очков. При вас «Иртыш» в 17 играх одержал 7 побед и 5 раз сыграл вничью.

— Я, честно скажу, первый раз внимательно посмотрел турнирную таблицу 6 декабря, когда в первенстве наступил перерыв. Не следил, сколько у нас очков, на каком мы месте. Шёл от матча к матчу. И все мысли были о самой важной игре – ближайшей.

— Наша команда ещё не решила главную задачу на сезон – сохранить прописку в ФНЛ. Очень надеемся, что у вас это получится. А вы связываете свою дальнейшую тренерскую карьеру с Омском?

— Я не хотел бы загадывать. Если честно, мне в Омске очень комфортно. Нравятся ребята, хорошие отношения сложились в клубе. Вроде кое-что получается как у тренера. Но… Как говорят? Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах.

Я уже говорил – иду от матча к матчу. Живу именно здесь и сейчас. Сегодня у нас идёт напряжённая тренировочная работа. Что будет завтра – увидим…

Андрей Котелевский, газета «ЧЕТВЕРГ»

Поделиться: